Этология кошек

загруженное (14)

Начать, пожалуй, стоит с того, что кошка это социализированное животное. Кошку нельзя рассматривать как "гуляющую саму по себе". Одомашнивание началось еще в период античности и связывается с божественным вознесением кошек и желанием человека приблизиться к богу. Способствовало же социализации, концентрация пищи в городах и селах. Кошки собирались стаями и поселялись в каком-то ограниченном (например порт) пространстве.
Рассмотрим унитарные реакции (или поведенческие акты) из которых состоит любой кошачий поступок:
• Мотивация - связывание памяти с поиском цели. Важнейший элемент любого поступка.
• Взаимодействие с целью - непосредственное исполнение того или иного позыва, вызванного мотивацией.
• Покой после достижения цели - животное успокаивается добившись того, чего оно хотело.
Теперь обратимся к более общему рассмотрению поведения кошки. Все поступки можно разделить на три большие группы:
1) Безусловные рефлексы (инстинкты). Этот вид реакций относят к наследственной программе (памяти вида). Эта память заложена при рождении и присутствует на протяжении всей жизни. В свою очередь инстинкты можно подразделить на: витальные (боль, голод, жажда, температурное восприятие,...), зоосоциальные (половые, родительские, эмоционального резонанса,...), саморазвития (исследовательские, игровые, манипуляционные действия, инстинкт свободы,...)
2) Условные рефлексы. Рефлексы приобретенные в процессе жизни. С помощью них, животное доводит свои инстинкты до совершенства. В результате вырабатывается индивидуальная память животного, правда реакция на те или иные действия (события) может угасать со временем. На основе условных рефлексов основаны три типа обучения кошек:
• Инструментальное обучение. Это обучение и положительным и отрицательным подкреплением. Т.е. животное необходимо поощрять за успехи и ругать за проступки. Очень важно не путать отрицательное подкрепление и наказание. Это совершенно разные понятия. К тому же, никогда нельзя наказывать кошку за проступок в прошлом, она все равно его не помнит и может неадеквадно воспринять Ваши претензии.
• Латентное обучение. Это обучение кошки без видимого подкрепления (фактически самообучение). Например: Вы привезли кошку в новый дом и дали ей возможность обследовать его. Это и будет латентным обучением.
• Инсайтное обучение. Это самообучение кошки, при котором она методом проб и ошибок находит решение на поставленую для себя задачу. Например: Кошка учится открывать дверь. Толкает лапами от себя, дверь не открывается (ОШИБКА), тогда она подцепляет ее лапами и тянет на себя (УСПЕХ). Теперь она сразу запомнила этот способ как удачный и наверняка применит его в другом случае.
3) Рассудочная деятельность. Научным путем доказано, что кошки обладают логическим мышлением, но лишены творческого. Нашими учеными доказано, что некоторые кошки могут решать отдельные не повторяющиеся задачи, специфическими способами. Это может служить доказательством рассудительного мышления. В результате опытов, было установлено, что кошки способны к экстерполяции (способность прогнозировать траекторию движения предмета после его резкого исчезновения из поля зрения) и они способны понять, что приманку нельзя спрятать в плоскости, для этого необходимо объемное тело.
Этапы развития котенка:
      1) Пренатальный (предродовой). Этот период наступает примерное через две недели после вязки. Кошка начинает беречь себя. С этого момента ей необходимо больше внимания, т.к. чем ласковей относиться к кошке с этого момента, тем стрессоустойчивей будут котята.
2) Неонатальный (до 2-х недель жизни). В этот период происходит активный физический рост и совершенствование инстинктов.
3) Переходный период (от 2-х до 3-х недель). Происходит развитие и проявление социальных признаков и поведенческих актов. С этим периодом связывают импритинг (обучение матерью).
4) Социализация (от 3-х до 10 недель). Формируются лидеры в помете, происходит становление целого ряда социальных аспектов. После 45 дней игры котят становятся "предметными".
5) Ювенильный (после 10 недель). Происходит образование условных рефлексов, на основе личного опыта.
6) Половое созревание.
Важные моменты при выращивании котенка:
      • Хендлинг (взятие в руки) - чем чаще брать новорожденного котенка в руки, тем более оно стресоустойчив.
• Обогащенная среда - чем более разнообразна среда (интерьер, события, атмосфера) роста, тем более развитым вырастает котенок.
• Социализация
А вот некоторые моменты которые очень важно знать про беременность:
• Ложная беременность это нормальный механизм выкармливания чужих котят. Чаще всего он проявляется у высокомолочных кошек, живущих в прайде (стае).
• Суперфетация - течка кошки на 3-6 нед. беременности. В случае, если провести повторную вязку, то один из пометов может мумифицироваться, либо произойдет выкидыш.
В латентной фазе эмбрион может покоиться долгое время, а потом снова начать свое развитие.
Язык кошек.
      Стоит отметить, что кошки не могут общаться как люди, однако они способны передавать определенные сигналы. С помощью этих сигналов кошки идентифицируют особи или группы и предсказывают поведение окружающих.
Отличают три вида сигналов:
• Хемокоммуникационные (Запах) : Моча, железы на теле.
• Зрительные коммуникации : Взгляд, царапанье, поза,...
• Звуковая коммуникация : фоновые звуки, сигнальные звуки,...
Стоит отметить, что у кошек и собак (например) разный язык символов, однако выучить такой способ общения может и кошка и собака. Это сродни иностранному языку для человека.
Доминирование и территориальность.
      На своем учатке кошка доминантна, однака доминантность уменьшается с удалением от своего участка.
Виды доминантности:
• Доминанты (легко входят и выходят из стресса).
• Субдоминанты (способны занимать место доминантов).
• Низкоранговые (самое низшее звание в прайде).
При этом способом решения конфликтов между этими видами является агрессия.
Повязанная кошка теряет доминантность, а родившая приобретает.
Человек - это суперкошка! Должен всегда стоять Выше всех кошек в семье и обязан следить за порядком.
Агрессия.
Различают четыре вида агрессии: территориальную, иерархическую, половую и родительскую. Необходимо очень четко различать все виды агрессии, чтобы знать против чего принимать меры.
Метки.
Территории (моча). Чаще всего меткам подвергаются "входящие" предметы или вещи суперкошки (человека). Например кровать. Причиной может послужить страх или доминантное положение кота/кошки. Выходов много, но подходить могут далеко не все:
• Кастрация
• Обустройство шумных или гремящих предметов в местах меток
• Если ходит в постель, то необходимо объяснить что это небезопасно (например мокрой тряпкой)
• Установка большего кол-ва туалетов
• Использование ароматических масел с цитрусовым ароматом.
• Установка собственных меток на вещи животного
Социальные. Если стоит вопрос о порче мебели котенком, то можно попробовать предоставить ему когтеточку с метками другой кошки.
Если кошка портит вещи (носки, цветы,..), то ей остро не хватает Вашего внимания.
Вселение нового животного.
• Животное должно быть неполовозрелым
• Подселять лучше к течной кошке
• В случае агрессии, держать одного (попеременно) в клетке
• Выпускать только в своем присутствии.
• Возможно применить встречу на нейтральной территории.
• Можно попробовать перенести запах "старожила" на новичка (влажное полотенце)

Рекомендуем:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>

Перед отправкой формы: